Особенности девиантного поведения подростков. Типичные формы девиантного поведения подростков.
Страница 2

Материалы » Профилактическая работа с подростками с девиантным поведением » Особенности девиантного поведения подростков. Типичные формы девиантного поведения подростков.

Реакции активного протеста могут проявляться в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, наказания, упреки, оскорбления. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником его переживаний. Такие реакции сравнительно непродолжительны и свойственны подросткам с возбудимым типом акцентуации характера.

Но у подростков с психопатией или с органическими заболеваниями головного мозга реакции активного протеста могут быть интенсивными, сопровождаться двигательным возбуждением по типу "двигательной бури".

Активные реакции протеста выражаются и в стремлении делать назло, причинить вред человеку, который обидел подростка, с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков и даже убийств. Таким образом подросток мстит обидчику.

Как реакцию протеста можно рассматривать и побеги из дома. В таком поведении подростков может быть нарочитость, демонстративность, стремление шокировать всех своим поведением.

Подростки могут начать употреблять спиртное, с родителями ведут себя вызывающе, совершают прогулы в школе, нелепым образом изменяют свою внешность – "назло всем стану панком", выбривают себе часть волос на голове и т.п.

Реакция имитации. Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо. В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым.

В подростковом возрасте зачастую объектом подражания является "отрицательный" герой (особенно лица с криминальным прошлым), когда со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать такого героя, но и "переплюнуть" его во всех отрицательных поступках.

Собственной нравственной позиции у подростков еще нет. Их этические понятия формируются под влиянием родителей, а если родители этого не делают, - то под влиянием любого человека, которого подросток "уважает". Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано. Подростки не знают и не бояться социальных последствий правонарушений. Не зная, что такое криминал и как общество за это наказывает, подростки в группе с асоциальным или криминальным лидером могут совершить любой поступок, если прикажет лидер и за ним последует вся группа.

Реакция группирования со сверстниками по своим проявлениям при крайних выражениях близка к вышеописанной реакции, за исключением того, что здесь нет взрослого отрицательного лидера. Таким лидером становится кто-то из членов самой группы, особенно если он старше других, имеет опыт употребления спиртного и физически сильнее остальных. Стремление к группированию со сверстниками вообще присуще подростковому возрасту, даже если это не достигает степени крайних асоциальных проявлений. Но если "лидер" имеет криминальные наклонности или опыт, то такая подростковая группа может превратиться в "банду", тщательно охраняющую свою территорию от подростков из других домов или таких же групп, в "борьбе" с которыми проходит вся их жизнь. Подростки могут проводить время в пьянках, картежных играх, сексуальных оргиях – для этого в группу вовлекаются и девочки, хотя вначале группа обычно бывает однополой, могут совершать и криминальные действия.

Побеги из дома. В современных психологических теориях

побег из дома рассматривается как один из способов защитного поведения. Побег — это поведенческая реакция на фактор или группу факторов, рассматриваемых субъективно как катастрофические, побег — это событие, изменяющее жизнь. Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. Побеги можно рассматривать как реакцию протеста на недостаточное внимание родителей или на их чрезмерные требования и деспотизм, протест против навязываемого им образа жизни, который они возненавидели. Многие подростки, воспитывавшиеся во внешне благополучных семьях с достаточным материальным положением, сбежав из дома, свою новую жизнь расценивают как "свободу от семьи и школы".

Страницы: 1 2 3 4 5

Исследования индивидуальных различий. Основные исследования по формированию индивидуальности
Темперамент (от лат.— соразмерность) — это совокупность черт личности (индивидуальности), характеризующих ее двигательную, эмоциональную и речевую активности[7,20]. По теории И. П. Павлова, предпочтительными темперамента­ми для успешности деятельности являются темперамент сангви­ника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент ...

Перспективы использования сновидений
Изучение и практическое использование сновидений таит в себе поистине неисчерпаемые возможности и перспективы. Эта область еще неизведанных научных путей, которые могут привести исследователя к обнаружению и открытию самых сокровенных и труднодоступных тайн человека и всего мироздания в целом. Обозначим две основные взаимосвязанные сфер ...

Выводы
Проведена диагностика по пяти методикам, исследующим выраженность свойств темперамента, особенности характера, уровень личностной и ситуативной тревожности, уровень притязаний и степень адекватности и особенности самооценки. В результате диагностики сделаны следующие выводы: 1. Наталья Алексеевна интеллеектуально развита, может решать ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.solidpsyholog.ru