Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения.Страница 1
Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
- вид нарушаемой нормы;
-психологические цели поведения и его мотивации;
- результаты данного поведения и ущерб им причиненный;
- индивидуально-стилевые харктеристики.
В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения.
Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности , принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А. Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а так же действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Примером нестандартного
поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания.
Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушения социальных норм и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае-внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс и внутридеструктивное поведение.
Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делятся на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, аморально-безнравственного поведения.
В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.
Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и
понимания происходящего), снижения самооценки и эмоциональные нарушения.
В соответствии с перечисленными критериями выделим три группы отклоняющегося поведения: антосоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное), аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Антисоциальное (делинквентное) поведение-поведение противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружаюжих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
У взрослых людей (старше 18 лет) такое поведение проявляется в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную ответственность или гражданскую и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают такие виды делинквентного поведения как: хулиганство, кража, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) распространены такие формы насилия как насилие по отношению к младшим детям, сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, поджоги.
Возрастно-психологические аспекты юношеских
взаимоотношений. Переживание
любви в юношеском возрасте
Любовь - более сложное явление, чем привязанность, а значит и более трудное для определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее. Когда у людей спрашивают, почему они дружат с кем-либо, то они с готовностью обосновывают свой ответ. Такие же тенденции молодые люди обнаруживают и в отношении любимых людей, объя ...
Основные теоретические направления в изучении суицидального
поведения
Проблема самоубийства не является узко психологической. Она находится на пересечении различных областей человеческого знания. Вскрытие причин суицидального поведения в значительной степени зависит от той области, с позиций которой изучается данный феномен. Так, в истории изучения данной проблемы можно отметить неоднократные попытки созд ...
Изучение и анализ деятельности социального педагога по профилактике социальной
дезадаптации учащихся 5-х классов
Исследовательская работа, целью которой было выявление особенностей социальной адаптации учащихся 5-х классов, проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 138» Октябрьского АО г. Омска. В исследовании приняли участие 4 специалиста (2 педагога, социальный педагог и педагог-психолог). Исследованием были охвачены 52 ученик ...

